Санкт-Петербургский Клуб Городского  Огородничества 

История, подробности о проектах, участники

История ] Огород на столе ] Огороды на крыше ] [ Исцеляющие сады ] Городская ферма ] Экодом ] Школьный сад на крыше ] Огород в тюрьме "Кресты" ] Проект "Управление почвенными и водными ресурсами в сельском хозяйстве на городских и пригородных территориях в странах Центральной и Восточной Европы " ]

Проект "Исцеляющие сады" 

Больничные реабилитационные сады для людей с ограниченными физическими или умственными возможностями. 

Действующий проект- в Центре реабилитации инвалидов на Бестужевской 50 с 1998 года. 

Садоводческая терапия - определённым образом организованная работа в саду для лиц, с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, целью которой является их медицинская и социальная реабилитация. Реабилитационный сад - специально спроектированный сад, насыщенный элементами, оказывающими терапевтическое воздействие на человека и вовлекающий его в активный трудовой процесс, результатом которого является увеличение физических и умственных способностей, восстановление здоровья. 
Садовый реабилитолог - медицинский работник , подготовленный по программе садоводческой терапии для организации реабилитационных занятий в саду.

Наиболее эффективные сады (с точки зрения их терапевтического воздействия) -это те, которые созданы с целью активного вовлечения людей в процесс выращивания. Доступность садов является очень важным аспектом, если посетители никогда не будут работать в саду с окружающими их растениями, можно сказать, что упущены огромные возможности. Сады- это место для активной деятельности. Зто отправная точка, от которой надо отталкиваться, планируя реабилитационный сад. Сад призван создать для инвалидов атмосферу перехода от отчаяния к надежде и уверенности, чему будет способствовать умиротворяющее общение с живой природой и возможность самим пациентам трудиться в саду, где для этого и создаются соответствующие условия. Сад может иметь продуктивное значение : здесь станут выращиваться цветы и травы, которые в зимнее время послужат материалом для тренинговых занятий или использованы для озеленения интерьера. Сад может стать местом трудовой и социальной реабилитации инвалидов, предоставляя возможность для их обучения садоводческим профессиям.
Профессионально обученные садоводству инвалиды при профессиональном менеджменте инвалидного труда могут составить кадровый ресурс и выполнять часть объёма работ, выполняемых сегодня в промышленном цветоводстве , овощеводстве, благоустройстве и озеленении города. 
Обратимся к американскому опыту.
ассоциация садоводческой терапии, создана в США 15 лет тому назад и располагает программами, методиками и успешными результатами работы. 
Oрганизация садоводческой терапии начинается с определения цели программы и состава участников, поиска финансирующих фондов. Далее необходимо решить вопросы, связанные с персоналом
* обучение персонала методам садоводческой терапии
* ключевые фигуры (организаторы)
Создается садоводческий тренинг-центр.
Формируются группы пациентов. Признаки по отбору пациентов:
1. Лица с одинаковыми возможностями двигательных функций.
2. Приспособляемость к работе во дворе / на воздухе/.
3. Тренировки в работе с пиковыми нагрузками (в течение нескольких часов)
4. Способность к работе в неконтролируемой среде (т.е. самостоятельно)
5. Эмоциональная стабильность пациента как важный элемент требований к безопасности.
6. Aллергическая чувствительность на цветочную пыльцу и насекомых.
7. Физическая сила и моторная координация пациента.
8. Простые и сложные принятия решений.
9. Визуальные восприятия (память)
10. Усидчивость пациента. Психические отклонения.
Этот пример говорит о том, насколько серьёзен подход к садоводческим занятиям и цели, которые ставятся при этом. Изучение опыта зарубежных коллег безусловно необходимо на первых шагах этого направления реабилитации инвалидов в России.
Первые шаги садоводческой терапии в Санкт-Петербурге.
Предложение Центра гражданских инициатив (Россия-Америка) по созданию реабилитационного сада (тренинг-центра) при НИИ протезирования им. проф. Альбрехта в Санкт-Петербурге была принято руководством Института и в 1998 г на добровольческой основе разработан проект сада ( разработчик - ТОО "Тайра") В этом же году проведён первый опыт на детском клиническом отделении Института- занятия по программе "Зелёные друзья на подоконнике", который показал горячую заинтересованность детей- инвалидов в этом виде занятий. К 2000 году выполнены в натуре некоторые фрагменты проекта реабилитационного сада и на специально оборудованной площадке в больничном дворе со взрослыми пациентами реабилитационного отделения проведены первые занятия по садоводческой терапии. В результате, медперсоналом собраны и обобщены наблюдения по влиянию занятий на психофизическое состояние пациентов, которые дают основание для отнесения занятий растениеводством к разряду терапевтических и реабилитационных средств. 
Руководство работами по проекту осуществлялась Спб Клубом городского огородничества при финансовой поддержке Центра гражданских инициатив (США) и первых российских спонсоров СПП ЗАО"Сортсемовощ", САОЗТ "ЛЕТО", ЗАО "Метробетон". 

Выводы, к которым пришли участники опыта: 
Для продвижения идеи садоводческой терапии необходимы

* тренировка персонала в садоводческой терапии
* ключевые фигуры,
* наёмный персонал 

Основные участники проекта -Чистяков Станислав Юрьевич, инженер, Карасаева Людмила Алексеевна, врач, Сазанович Ольга Николаевна , агроном

Под термином "садоводческая терапия" понимается определенным образом организованная работа инвалидов в саду, улучшающая их физическое и психическое состояние, и открывающая новые возможности для социальной и трудовой реабилитации.
Цель проекта: Введение в действующую систему комплексной реабилитации инвалидов нового для отечественной практики направления : "садоводческая терапия" 
Задачи проекта:
1.Освоение методов садоводческой терапии в специально обустроенных для зтой цели летнем и зимнем садах в реабилитационном стационаре для инвалидов 
2. Введение в процесс профессионального (Лицей - СПб, Расстанная ,20) обучения инвалидов новых профессий : "садовод- цветовод", "менеджер инвалидного труда". 
Методы работы по проекту:
1.Изучение зарубежного опыта по садоводческой терапии, его адаптация к отечественным условиям , создание программы обучения персонала методам садоводческой терапии 
2.Подготовка персонала реабилитационного стационара по программе "садоводческая терапия"
3. Aнализ и корректировка существующих в системе профтехобразования учебных программ по профессии "садовод-цветовод", для условий обучения людей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
4. Разработка новой учебной программы по профессии : "менеджер инвалидного труда"
5.Разработка проектной документации реабилитационных садов (летнего и зимнего), исполнение проектов на площадках , предоставленных Научно-практическим Центром медико-социальной зкспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. проф.Aльбрехта
( Спб, ул.Бестужевская,50)- 
Продолжительность проекта - 3 года от начала финансирования.

Этапы проекта:
1-й - 2001 год - подготовка персонала , разработка учебных программ, проектные работы, строительные работы;
2-й - 2002 год -продолжение строительных работ,начало занятий по садоводческой терапии в реабилитационном стационаре, начало профессионального учебного процесса по вновь введенным профессиям для инвалидов;
3-й - 2003 год - завершение строительных работ по созданию реабилитационных садов
( летнего и зимнего) в реабилитационном стационаре, продолжение учебных процессов, начатых во 2-м этапе , отчеты и заключения по проекту, презентация результатов.

Участники проекта:
Санкт-Петербургский Клуб городского огородничества: оформление проекта , информа-ционное обеспечение, общее управление проектом, обобщение результатов и отчет по проекту;

Научно-практический Центр медико-социальной зкспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. проф.Aльбрехта (Бестужевская,50) -
реабилитационные сады ( летний и зимний ) при стационаре, освоение метода садоводческой терапии, его медико-социальная оценка как реабилитационного метода для людей с ограниченными физическими и умственными возможностями;

Профессиональный реабилитационнывй Лицей для инвалидов (Расстанная,20) введение новых профессий для инвалидов- разработка учебных программ, организация учебного процесса;

Ресурсы проекта: 
- наличие благоустроенной дворовой территории площ. 15 000 кв.м. 
- инженерные системы - вода, тепло. электричество, ( без увеличения существующих нагрузок) в реабилитационном стационаре ( Спб , Бестужевская ,50),
- опыт персонала, полученный в результате 2-х годичного эксперимента по садоводческой терапии для взрослых и детей- пациентов стационара, 
- информационная поддержка проекта ( в частности, Ассоциацией Садоводческой Терапии США), - добровольческий труд граждан.

Ожидаемые результаты:
- развитие человеческого потенциала в обществе за счет социализации людей с ограниченными физическими и умственными возможностями;
-улучшение социально-психологического статуса инвалидов, прошедших садоводческую терапию ;
- увеличение числа трудоустроенных инвалидов вследствие широты применимости сельхозпрофессий;
- сокращение числа так называемых "бесперспективных"инвалидов, ввиду отсутствия медицинских противопоказаний для их занятий сельхозтрудом;
- повышение уровня организованности инвалидного труда за счет введения профессионального менеджмента;
-увеличение самозанятости инвалидов в домашнем хозяйстве ; 
- повышение материального достатка и улучшение психологического климата в семьях инвалидов.

Проект осуществляется в России впервые.

Руководитель проекта
Председатель Правления 
Клуба городского огородничества Сокол А.Я. 

 

Используются технологии uCoz